Вся магия, которой может обладать существо, изначально делится на Урожденную и Дарёную.

Урождённый маг — это великая сила. Как правило, именно урожденным магам принадлежат наибольшие магические подвиги, и всяческие невероятные легенды об этих самых магах ходят.
Абсолютно все драконы являются урождёнными магами, как и около половины эльфов. Среди людей примерно каждый тысячный становится урождённым магом.
Магия проявляется практически от рождения существа — изменением окружающей среды, мелкими неприятностями для обидевшей дитя родни, — а юного его мага дар, наоборот, обороняет и окутывает слоями волшебных щитов. Поэтому дети-маги практически бессмертны, какие бы глупости не творили.
Сила урожденного мага может принадлежать как одной стихии, так и касаться каких-либо метафизических понятий вроде погоды, здоровья, силы тяготения.

Чем старше становится маг, тем больше силы имеет его магия. Для чаровства урождённым магам обыкновенно не нужно ничего, кроме их воли, но они могут пользоваться всяческими начертанными символами и драгоценными камнями вместе с частями магических существ, чтобы упростить себе задачу.

Магия может продлевать жизнь носителю, но ни один урождённый маг не может воскресить мертвого.
Тёмные урождённые маги могут поднять тело, повелевать трупами или даже телами живых против их на то воли, а также проклинать и отравлять своей магией. Такое искусство считается грязным и недостойным, потому уличённых в темной магии исключают из магических кругов и общин своего народа.

Дарёная сила — сила, перешедшая по наследству от мага его ученику, который не родился магом. Ученик, Одарованный, всегда будет слабее учителя-Дарителя. При ритуале Дарения маг теряет свою силу, потому обычно это предсмертный ритуал.
Та сфера магии, которой умел повелевать Маг, переходит Одарованному. Одарованный перед смертью может вновь передать свою силу, но следующий колдун или колдунья получит её ещё меньше.

Одарованных традиционно называют колдунами и колдуньями, ведьмаками и ведьмами. Первые чаще занимаются глубокими исследованиями магии и более отвлеченным от дел мирских колдовством, вторые же больше знахарствуют, лечат, изгоняют нечисть и заговоры-наговоры творят по людским просьбам.
Урождённых магов — магами, чаровниками, магичками, чаровницами.

При ритуале Дарения тот, кому дарят магию, должен также чем-то пожертвовать, давая в том лишении клятву богам, в которых верит, а если не богам — то духу Дарителя. Как правило, это какое-то одно серьёзное ограничение.  Обычно колдуны и ведьмы в качестве жертвы блюдут целомудрие, отрекаясь от сферы телесных удовольствий, — это помогает им лучше контролировать полученный Дар, особенно в первые годы, — но всё зависит от местности.
Клятвы-гейсы бывают самые разные, однако от серьёзности этой клятвы напрямую зависит, удастся ли ритуал Дарения или нет, примет ли мир Одаренного в своё равновесие или нет. Чтобы не искушать судьбу и не рисковать рассеиванием Дара, колдуны и ведьмы стараются сразу отказаться от чего-то действительно важного для себя.
В Торжке как-то бывал колдун из Столицы, гейс которого вынуждал его везде ходить только пешком и не касаться спины лошади, а в Приболотье ведьмы уже которое поколение предпочитают ходить некрасивыми.

Обучение магии

Учатся маги как при одном учителе, так и при куче разных наставников — зависит от расы мага и культуры общества, в котором он живет. Маги вполне способны сами освоить свой Дар в пределах его изначальной сферы сил (стихии, погоды, лечения, трансфигурации, etc.), но не могут продвинуться с ним в другие сферы без учителя или магических книг с инструкциями. К тому же, такое интуитивное познание Дара происходит со всевозможными осечками и побочными эффектами, и маги-интуиты, бывает, приходят к выполнению какой-то тривиальной магической задачи какими-то совершенно окольными и мутными методами, вызывающими смех у правильно обученных.
"Колдовал грозу, а получил козу — это еще неплохо," — записка молодого мага-погодника.

В центрах цивилизации существуют магические академии и школы, коллегии магов, куда молодой маг может заявиться со своим даром. Правда, плата за обучение может быть очень и очень высока — вроде военной отработки на государство или служения учителю до скончания дней его с последующим присмотром за Одарённым.

Колдуны и ведьмы намного чаще оказываются самоучками — Даритель порой погибает, не успев передать Одарённого из рук в руки коллеге, или же вовсе не заморачивается судьбой наследника Дара. А то и вовсе на зло кому-то обманом вручает свой дар ребенку (частая практика у особо зловредных ведьм и колдунов).
"Самоучка — это больно. В первую очередь — для себя; во вторую — для всех вокруг," — записка молодого колдуна.

Потому очень важно, чтобы маги и колдуны вели записи, и каждая такая книга имеет огромную ценность на рынке волшебных товаров. Даже за книгу ведьмы Зоси, никогда не покидавшей село Яблоньки, может разгореться нешуточная драка.

Однако для колдунов и ведьм, оставшихся без наставника, есть и другой путь. Заместо того, чтобы в своё личное ведомо Даром распоряжаться да маяться, можно отправиться в город да в храм Пресветлой прийти. При каждом храме есть школа аколитов, где Одарённых обучают жреческой службе. Там их учат, как правильно использовать свой Дар на благо людям, как проводить ритуалы во славу Пресветлой и Пламенного, как сочетать души на свадьбах и как провожать в последний путь, как принимать в духовный мир младенцев и как быть духовными наставниками людям. Обучаются они и грамоте, и счёту, и некоторому мироведению, становятся прилично образованными людьми. Жрецы осваивают только благочестивые и полезные способы использовать свой Дар, а по окончании обучения получают направление на службу в деревушки и городки по всему Царству Ланскому.

Жрец живёт на пожертвования, которые деревенские люди любовно несут в храм, и помогает своей магией безвозмездно. Ведьм и колдунов, обыкновенно более сильных и более свободных в своей магии, жрецы зачастую недолюбливают, ведь те служат только себе и узурпируют Дар, коим Пресветлая, как их учат, завещала делиться со всеми своими детьми.

Существа, наполненные магией

Дети Рогатого — нечисть, несветь и всяческие темные расы не являются магами и не могут быть Одарованными, но умеют совершать всяческие пакости и пользоваться специфической силой вреда, которую даровал им темный бог.

Оборотни — любимые дети Пламенного Воина, первые им Одарённые, не могут быть магами, но могут становиться Одарованными и присоединить Дар к своему владению звериным духом.

Легенда о создании оборотней и появлении магов

По легенде, первые дети, рождённые Пресветлой от Пламенного, принесли ему такую радость своим появлением, что счастливый отец устремился одарить их всем лучшим, что знал в мире у других живых созданий. Упорством волчьим, силой медвежьей, ловкостью ласки,  свирепостью росомахи, тихим шагом рыси, мудростью совиной, орлиной зоркостью и скоростью соколиной... Правда, получив эти дары, дети его стали забывать друг о друге и отдаляться, наслаждаясь только собой, — ведь не было ничего, что они не могли или не умели. Оттого Пламенный принял решение разделить дары так, чтобы каждому из детей достался один, и за другим требовалось к братьями и сестрами обращаться. Так появились первые оборотни. Вот только сочла Пресветлая, что щедростью своей Пламенный детей избаловал и испортил, сделав в бурной радости подобными своей весёлой и буйной стороне не мужа, но мальчишки. И правда, очень уж простую и свободную жизнь выбрали первые дети, оставаясь глухими к учениям и наставлению Пресветлой, не принимая мудрость её — ведь у них уже были дары, которых им хватало. Послушав жену, Пламенный отселил первородков подальше, где их простота и несдержанность никому не навредит. Однако он продолжал беречь их да проведывать порой, видя в них воплощение неугасимого духа любопытства, молодости и жизнелюбивости, без которого не быть мудрости, как свету не быть без огня.

Люди же, вторые дети, были одарены Пресветлой — она, памятуя урок, полученный Пламенным, отдала им лишь каплю своей мудрости, растворившуюся в их крови. Оттого маги, наделенные этим её даром проницательного понимания законов творения, и рождаются среди них так редко. Но и того, как принято считать, вполне достаточно. Последующая передача Дара не была задумана Пресветлой, и потому подчиняется правилу жертвования, поскольку Дару нужно место в изначально целой душе того, кто его принимает.

"Механика" магии и ограничения

Магия, проистекая в теле существа и исходя от его души (или проникая в ту при Дарении), сама по себе инертна.
Повеление, желание, эмоция, стремление и умение выразить свое намерение — становятся катализаторами изменения, когда неозначенная Сила формируется в весьма вещное выражение.

Для простого колдовства — передвинуть предмет, зажечь огонек пламени, брызнуть из ведра водой на соседа, — требуется зачастую только мысленное усилие и четкое понимание чего колдующий или магичащий хочет.

От степени этого понимания и возможностей воображения мага сильно зависит то разнообразие магии, которое он может применить. Поэтому магам важно учиться многому, не только магии, понимать законы природы и мира, изучать живых существ и неживые материи, видеть много и разное, накапливать опыт. Маг, в жизни видевший один только меч, и тот в ножнах на стенке в доме старосты, не сможет трансфигурировать хорошее оружие из куска металла — у того не будет ни баланса, ни удобства, ни нормальной режущей кромки. Этот принцип действует во всех сферах магии.

Вдобавок, чем слабее дар, тем сложнее совершать магические действия одной только силой воли — начинают требоваться пассы руками, чтения заклинаний (слов на драконьем языке, которые обозначают то действие, которое требуется выполнить) и другая сосредоточенность на действии навроде черчения мелом сложных кругов с символами, всевозможного использования трав и других ингредиентов. Фокусирующие кристаллы магов, изначальных обладателей Дара, их наследниками ценятся особенно высоко.

Наиболее сложными областями магических умений считаются некромантия (призыв и контроль духов и душ, усмирение призраков и изгнание сложной нежити да бесей; некроманты, в отличие от тёмных магов, работают строго в нематериальной сфере, хотя с трупами им дело иметь тоже приходится — но скорее как со средством, а не объектом своей магии), а также талант чтения мыслей, наведения мороков и сотворения иллюзий — требует недюжинной фантазии и весьма извращенного ума.

Невозможно:
— воскрешать мертвых;
— создавать живых существ и органику (можно сотворить подобие живого существа или сочного фрукта, но они лопнут и исчезнут через некоторое время);
— создавать что-либо из ничего (чтобы сотворить стул, нужно иметь рядом бревно);
— телепортироваться вне определенных точек силы и без артефактов-проводников;
— захватить разум живого существа (но можно переломить волю и подчинить тело).

Большой и страшный Эрис

Магией заведует бог Эрис — по одной легенде он единственный сын Рогатого и Пресветлой, унаследовавший коварство первого и мудрость последней, но выбравший сторону своей матери, по другой — бог, порождённый Рогатым с целью вредить её одарённым детям, которые не по зубам обычной нечисти, но, опять же, имеющий собственную волю и видение, отличное от отцовского. Бог-стервятник, являющийся в облике огромного крылатого существа к магам, которые используют свой Дар слишком часто или же иным образом злоупотребляют им, нарушая равновесие мира, — или же насылающий на них проклятие, преследуя во снах, мучая и постепенно вытягивая излишки силы.

Эльфийские теоретики со всей глубиной своего познания готовы утверждать, что такого божества не существует и пропажа силы связана с магическим выгоранием, но подите докажите это простым магам и колдунам из глубинки. Веря в Эриса, они  не только делают многое с оглядкой на него, но и избегают колдовать и чаровать в канун осеннего равноденствия и солнцестояния, когда баланс особенно чуток и может быть нарушен даже обычной магией.