Тихий омут, доброго дня.))
По идее со жрецами Тёмного я, как инициатор, отвечаю за информацию, и пока планируемое, но не опубликованное добавление к матчасти на этот счёт выглядит вот так (основная часть про жрецов лежит в теме про магию):
Свернутый текст
Однако не все жрецы и жрицы остаются служить Пресветлой. Находятся и те, что сговариваются с Тёмным и порождёнными им созданиями. Такие жрецы извлекают выгоду из сотрудничества с нечистой силой, заключая с ней хитроумные соглашения и зачастую обманом вынуждая нечистых служить себе. Клятвы и данное слово имеют огромную силу над нечистыми, и тот, кто умом да осторожностью обладает в достатке, может неплохо нажиться на этом да силу влияния обрести великую. Где к ногтю поганцев прижать своими в магии познаниями, где подкупить, где обменом договориться, а где одну несветль на другую натравить. Бывает, что и самой нечисти помогать приходится по просьбе её — опять же, услугой за услугу, оттого только совсем отчаявшаяся нечисть к жрецу идёт.
Однако дело это опасное до крайности, и договоры с нечистью легко могут сгубить осмелившегося на них. За ошибки на этой извилистой тропке слугам Тёмного приходится часто платить кровью... и ладно бы только своей. Месть обманутой или оскорблённой нечисти может быть долгой, болезненной и крайне изощренной.
Отличить жреца Тёмного от жреца Пресветлой не получится, пока на горячем не поймаешь. Они также гоняют нечисть, защищают людей от её проказ, — другими, правда, методами, чем неподкупные светлые жрецы, и оттого порой гораздо более эффективно и зрелищно. Они раздают благословения, проводят обряды, учат детей — точно так же, как и все остальные. Не обязательно те, кто связывается с нечистью, по своей природе злы — чаще они просто практичны и более эгоистично-циничны, чем другие.
Конкретно по вопросам могу сказать следующее:
1. Как они свои чудеса творят, как к богам обращаются да как боги отвечают на их мольбы?
Чудеса жрецов — всё та же магия, что у ведьм и колдунов, только, как правило, слабее, — и из-за ограничений "только доброе творить", и из-за того, какое низкокачественное и шаблонное им достается обучение владению Даром. Однако мольба Пресветлой может даровать дополнительную силу чарам жреца. Впрочем, по-настоящему успешно усиливать свою магию воззваниями к богине и её мужу-защитнику получится только у действительно искренне любящих род людской жрецов и жриц. А этот дар чистоты и доброты встречается может даже и реже, чем магия. Большинству служителей в силу несовершенства человеческого редко удаётся снискать благословения Пресветлой и не по каждому случаю.
В основном жрец в своих молитвах действительно полезен тем, о ком он или она печётся, а вот десять лет кожух не стиравшему и навоз с сапог не стряхивающему Васисуалию из крайней хаты — не особо.)) Жрецов Пресветлой, конечно, учат терпению, прощению и мудрому снисхождению, отмериваемому по должной строгости, но ничто человеческое им не чуждо.
Простой народ вообще особо не в курсе, отчего благословение может сойти или не сойти, снизошло оно на самом деле и почему, или то был только собственный дар жреца; оттого претензий к жрецам на этот счёт обычно не бывает. Народ вообще склонен думать, что творимые жрецами чудеса — все как одно от Пресветлой, ничего общего с ведьминской магией не имеют, и коль колдует жрец — значит, то Пресветлой благословение и Пламенного поощрение, как же иначе. Так что маску жрецу Тёмного в целом поддерживать не шибко-то сложно.
К главным богам обращаются в светлое время суток, особенно на рассвете. Зажигают много огня, читают благодарности и просьбы из молитвенников, чертят знаки, гадают на огне, а на закате всегда совершается ритуал проводов Солнца, лика Пламенного, с мольбой даровать стойкость в час Тёмного. Огни в Храме Пресветлой не гаснут никогда, особенно ночью. Тогда же огонь обязательно выносят на крыльцо, чтобы маяком служил да светил вокруг, напоминал нечистым не баловаться. Тут, на самом деле, простор для воображения, поскольку есть заданный вектор, но строгого описания к ритуалам и правилам молитв нет, если оно и будет составляться — то по мере игры и того, что игрокам на этот счёт напредставляется. В храмах стоят статуи (где из мрамора, где из беленого дерева), делаются росписи стен; девушки, прося благословения Пресветлой, плетут и приносят ей венки из трав и цветов; в огонь что-то бросать и сжигать не принято, потому что едкий дым ассоциируется с проказами Тёмного и загрязнением пламени; и так далее, и тому подобное.
Когда Пресветлая и правда отзывается на молитву, все описывают ощущения своего "просветления" по-разному, оно индивидуально по переживанию — но, так или иначе, итогом сошедшей милости оказывается способность сотворить запрошенное "чудо" с необходимой эффективностью. Силы становится много, переполняет она, стремится в проложенное молитвой русло. Можно вылечить кого-то от серьезной хвори, а не рядовой простуды, спасти поле от страшной засухи призванными тучами, открыть колодец на неудобном месте и что-то ещё такое безусловно-доброе и полезное многим.
Пламенный же обычно помогает делом. Это его благоволение не даёт огню угаснуть даже под самым сильным ветром и дождём, это он заряжает огонь, зажжённый в храме в специальной чаше, особой силой, делающей его прозрачно-светлым, почти белым — нечисть боится благословенного огня, он жжёт и стращает даже самых сильных нечистых, да и самому Тёмному неприятен. Использовать этот огонь может любой человек, которому жрец его выдаст — живое существо такой огонь не ранит никогда. Пожалуй, этот огонь — единственное, чего не может получить настоящий, опытный и уверенный в выбранном пути жрец Тёмного: ни призвать, ни воспользоваться — ему, как и нечисти, будет очень неприятно. Приходится выкручиваться за счёт других знаний и спекуляций на далёком от хорошего уровне осведомленности о чудесах божеских у своей паствы.
Два момента еще замечу: служитель Пресветлой не может выпросить у неё благословения для себя лично, хотя иногда она даёт его просто так, не спрашивая, за верную службу и чистоту помыслов.
И второй: нечисть в храм Пресветлой зайти не может, даже сам Рогатый поостережётся появляться там, пока горит огонь. Даже если затушить все огни, только самая сильная нечисть сможет преодолеть неприязнь и заглянуть туда, где пламя горело столько времени.
2. Чему учат жрецов?
Тут мне пока к уже написанному добавить нечего:
"При каждом храме есть школа аколитов, где Одарённых обучают жреческой службе. Там их учат, как правильно использовать свой Дар на благо людям, как проводить ритуалы во славу Пресветлой и Пламенного, как сочетать души на свадьбах и как провожать в последний путь, как принимать в духовный мир младенцев и как быть наставниками людям. Обучаются они и грамоте, и счёту, и некоторому мироведению, становятся прилично образованными людьми. Жрецы осваивают только благочестивые и полезные способы использовать свой Дар, а по окончании обучения получают направление на службу в деревушки и городки по всему Царству Ланскому."
Если что-то нужно уточнить по перечисленному, спрашивайте.))
3. И если жрец говорит с Рогатым, Пресветлая уже не станет его слушать аль может метаться служитель и среди двух огней?
Поговаривают, что по доброте своей Пресветлая может отзываться на воззвания того, кто водил какие-то разовые дела с Тёмным — вернуться к свету, оступившись и пройдя по тёмной тропе десяток шагов, не трудно, она мудра и терпелива к грехам детей своих. Вот только искренность и желание добра всё равно обязательны, а их и среди обычных жрецов Пресветлой не так уж много.
Пресветлая, говорят, прощает дважды, но на третий раз сочтёт это плохой традицией и может и вовсе отобрать у такого мечущегося со стороны в сторону Дар в наказание.
А что касается "исцеления", которое может даровать Рогатый или какой лукавый слуга его — то оно потом очень сильно выходит боком или тому, кого вылечили; реже — жрецу, подписавшемуся платить, а то и вовсе — обоим, такова хитрость сильной нечисти, способной не только на проказы, но и на такое сильное влияние.